Чтобы оплакать человека, нужно впасть в некое подобие транса. Делать монотонные движения. Следовать ритуалу. Проживать этот процесс, чтобы его завершить.
Одеяло стало своего рода опусканием.
Изначально это полотно белого цвета. Сверху краска, первый слой. Этот слой о злости. Я лила, брызгала, размазывала краску о белую ткань. Я ходила вокруг, пела, и танцевала. Хотела, чтобы отпустило.
Второй слой — ручная стёжка до боли в пальцах. Он о том, как ощущается боль. И о том, что к ней привыкаешь.
Третий слой — машинная стёжка. Он сюжетный, рассказывающий о смерти: дом, он же гроб, в цветах. Ночь смерти. Круги на воде как символ того, скольких людей коснулась эта смерть. Лес и море как символы природы. Крик. Ужас. Ход мыслей.
Окантовка чёрная, как траурная рамка. Окантовка из одежды, в неё зашито слово «прощай».
Это тот предмет, у которого не было эскиза. Я вообще не понимала, какое оно будет до конца работы. Мне не хотелось делать его быстрее, мне не хотелось его доделывать. Итого у меня ушло полтора года.